23.01.2007
И. Ю. Алексашина: «Идея курса — гуманитаризация естественнонаучного образования»
Новый год приносит новые встречи и новые знакомства. Первая встреча учителей в 2007 году состоялась с руководителем авторского коллектива учебников по естествознанию (УМК «Лабиринт») для основной школы (5 класс) и для профильной школы (10-11 классы) издательства «Просвещение». Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой естественнонаучного образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, Ирина Юрьевна Алексашина ответила на наши вопросы.
— Ирина Юрьевна, каковы особенности УМК «Лабиринт» по сравнению с другими существующими комплектами?
— Особенностей в УМК три. Во-первых, это интегрированный курс.
Дело в том, что некоторые учебно-методические комплекты сделаны как сумма частей учебных фрагментов, например, физики, химии, биологии. Но в нашей концепции обязательным является построение курса с нулевого цикла на основе концептуально разработанной идеи гуманитаризации содержания естественнонаучного образования. Поэтому мы несём ответственность, что наш курс действительно интегрированный и нацелен на целостное восприятие природы и целостное миропонимание. Доминанта и принципиальная особенность комплекта — ориентация на системное видение природы. Мы закладываем в нашем курсе ориентировочные системы мышления детей. В 5-м классе это особенно важно: если в начальной школе дети накапливали знания о природе, то после неё школьники должны увидеть эти знания в целостном виде. В этом возрасте формируются главные идеи о взаимодействии человека и природы, которые останутся с ним на всю жизнь — идея единства, многообразия природы, её системной организации, идея гармонизации взаимоотношений человека и природы. Они остаются и в 10-м классе, но обогащаются другим материалом, потому что дети проходили курсы химии, биологии и географии. И третья особенность — это универсальность. Сейчас есть традиция делать учебники в «линейке», когда всегда все согласовано, какой учебник идет в начальных классах, какой в 5-м, 6-м и так далее. В этом смысле универсальность нашего курса определяется тем, что само издательство «Просвещение» сделало нам такой заказ. Учебник 5-го класса состыковывается с любым учебником начальной школы по линиям преемственности независимо от «издательской линейки».
Вот эти три особенности — то, что отличает наш курс 5-го класса.
Все заложенные идеи переносятся в 10-й 11-й классы. Интегрированный курс «Естествознание, 10-11» (УМК «Лабиринт») рассчитан на два года обучения (210 часов) в соответствии с базовым уровнем федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию. Программа курса разработана на единой методологической основе: изучение объектов естествознания в системе «природа — наука — техника — общество — человек».
Содержательная концепция курса подразумевает два основных направления:
• современные естественнонаучные представления о природе, фундаментальных законах, определяющих процессы в природе, методологии естественных наук, взаимоотношении науки и других компонентов культуры;
• практическое применение достижений естественных наук в жизни и разных областях деятельности человека, прежде всего в технологии, медицине.
Задача курса состоит в том, чтобы сформировать основы естественнонаучной культуры и как можно более наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения, знаний человека о самом себе.
— Что входит в состав УМК?
— Комплект для каждого класса включает в себя методическое пособие («Методика преподавания: Книга для учителя»), которое содержит авторскую программу курса, поурочное планирование и два блока:
1) стартовая информация для учителя;
2) методические рекомендации к урокам.
Методическое пособие поможет как начинающему, так и опытному учителю плодотворно подготовиться к уроку без продолжительного и утомительного поиска обязательного теоретического материала.
Поступают к нам заказы и от учителей. Один из них уже принят издательством, это создание цикла лекций к учебнику для учителей. Объективная трудность освоения учителями интегрированного курса сводится к тому, что, во-первых, нет учителя, который бы изучал и физику, и химию, и биологию в каком-то единстве, поскольку наши вузы готовят узких специалистов. А здесь они сталкиваются с новой ситуацией, и эта одна сторона вопроса. С другой стороны, это совсем новый учебный предмет, и подготовка для них очень серьёзная, мы должны как можно больше её облегчить.
Плюс к этому сейчас планируется и согласовывается с издательством «Просвещение» диск многопланового характера.
— Апробация началась недавно, а есть ли уже какие-то предварительные результаты?
— Я работаю в системе постдипломного образования и с учителями встречаюсь каждый день. Многие из них захотели попробовать этот УМК. И получилось так, что лекции, практические работы, семинары они апробировали своей деятельностью. Но эта апробация неофициальная, она только помогала создавать учебник. Официальная же апробация начинается со следующего учебного года. К нам пришло очень много заявок, но мы можем взять от каждого региона не более 1 школы.
— Признано, что современный учебник должен быть не только кладезем знаний, но и
навигатором, который открывает путь к дополнительным знаниям. Насколько ваш учебник соответствует такому определению?
— Мы не ориентировались на такое определение, но сделали достаточно для того, чтобы это случилось через разработку методического аппарата. Учебник непривычный с точки зрения предъявления текста. Во-первых, там четыре типа параграфов. Это либо урок-лекция, либо урок-конференция, урок-семинар, или урок-практикум. Соответственно, и тексты оформлены по-разному. Каждый параграф начинается с эпиграфа — высказывание ученого, деятеля науки и культуры или народная мудрость (пословица). Материал параграфа содержит основной и дополнительный текст. Выводы выделены жирным шрифтом. Курсивные вставки поясняют новые термины. Каждый параграф заканчивается вопросами и творческими заданиями для учащихся.
Второй важной особенностью является наличие в тексте каждого параграфа риторических вопросов, обращённых к учащимся. Этот приём позволяет не только проявить внутреннюю структуру учебного текста, но и осуществить промежуточное обобщение знаний учащихся.
Надо сказать, что всё это и есть нацеленность на самостоятельный поиск знаний. Мы побуждаем детей к самообразованию и к освоению форм работы в вузе, потому что лекция и семинар — это понятия высшей школы. А для того, чтобы это было легко сделать, мы поместили в конце учебника подсказки по самостоятельной работе — по оформлению различных рефератов, научно-исследовательских проектов. Это специальный методический аппарат. Понимая, что это новый и очень трудный курс, мы сосредоточили усилия для того, чтобы обеспечить продвижение по этим текстам, обеспечить их принятие и учителем, и детьми.
— Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный в 2004 году, ставит задачу формирования ключевых компетенций, как ваш учебник решает эту задачу?
— Надо сказать, что сейчас разрабатывается стандарт второго поколения. Учебник написан под стандарт 2004 года (стандарт первого поколения). Этот стандарт ныне действующий, но он не направлен на ключевые компетенции. Когда формировался учебный текст, не было сверки с компетенциями, однако за счёт того, что курс интегрированный, это случилось по естественному ходу событий.
— Обеспечивает ли учебник реализацию новых педагогических технологий?
— Не просто обеспечивает, он вынужден работать в новых педагогических технологиях. Совершенно по-другому построен курс. Предметный курс — это один курс, интегрированный — это другой. И в этом отношении уже понятно: раз принцип другой, то и все остальные элементы не могут оставаться теми же. В наших методических рекомендациях, особенно в 11 классе, солирует так называемый метод когнитивной технологии — технологии нового поколения, которая связана с развитием критического мышления. Ещё одна важная технология — «Педагогические мастерские». В Петербурге она очень хорошо развита, у нас существует школа педагогов, которые этим занимаются.
— Ирина Юрьевна, что сегодня интересовало и волновало учителей на семинаре? С какими вопросами они обращались к Вам?
— Вопросы были самые разные, но больше всего их волновало самоопределение. Всегда есть выбор: ты можешь уйти от интегрированного курса, перейти в другую школу, выбрать монопредметную модель, не связываться с этим, или же преодолеть в себе стереотипы и выйти на другой этап своего развития, взять то, что позволит тебе и свой предмет видеть в новом качестве. Метавпечатление о каком-то предмете всегда даёт новые горизонты в его осмыслении. И здесь очень много будет зависеть от того, какую стратегию выберет образовательное учреждение.
Уважаемые читатели, ознакомиться подробнее с УМК «Лабиринт» (5, 10-11 классы) вы можете на сайтах издательства «Просвещение» и журнала «Имидж».
Этот и другие УМК вы всегда можете приобрести в Региональном информационном центре учебного книгоиздания по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 24/1. РИЦУК принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений. Для оптовых покупателей действует система скидок.
Телефоны для справок: (383) 343-54-33, 343-03-90.
Комментариев нет:
Отправить комментарий