Мы нашли интересную статью по апробации предмета естествознание в профильных классах. Вот часть этой статьи:
Курс «Естествознание» в структуре полной средней школы
Беленок И. Л., Величко А. Н., Киселева И. Г. преподаватели кафедры естественнонаучного образования Новосибирского ИПКиПРО
В учреждениях, реализующих стандарты первого поколения (стандарты 2004 года), на старшей ступени обучения вводится интегрированный курс «Естествознание» в профильных классах. Он объединяет основные естественнонаучные дисциплины (физика, химия, биология, экология) и является обязательным базовым общеобразовательным учебным предметом на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10-м и 11-м классах.
«Естествознание» вводится в профилях гуманитарной направленности и ряде других профилей. У учащихся, выбравших эти профили, как правило, невысокий уровень естественнонаучной и математической подготовки после окончания основной школы и недостаточная мотивация к дальнейшему изучению этих дисциплин. Поэтому изучение естествознания ориентировано на то, чтобы обеспечить необходимый уровень естественнонаучной грамотности выпускников, которые в дальнейшем не предполагают продолжать образование и работать в области естественных наук. Содержание курса, с одной стороны, предусматривает знакомство с ключевыми достижениями естественных наук и их определяющим влиянием на развитие современных технологий, наше материальное окружение, а с другой — предполагает наглядный, качественный уровень освоения этого материала.
Поэтому особую роль при изучении естествознания следует отвести:
1) наглядности (в учебном процессе должны быть широко представлены демонстрации, эксперименты, несложные исследования, позволяющие учащимся увидеть, «пощупать своими руками» объекты и явления);
2) работе с информационными источниками, потому что анализ научно-популярных текстов (из журналов, газет, Интернета) способствует формированию информационной компетентности учащихся и делает по-настоящему современным содержание предмета «Естествознание».
Введение этого интегрированного учебного предмета позволяет:
— ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;
— значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого необходимо использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литература, языки, история и т. д.);
— снять малоэффективные «одночасовые» предметы (физика, химия, биология).
Этот курс может быть реализован в классах следующих профилей:
— физико-математического,
— социально-экономического,
— социально-гуманитарного,
— филологического;
— художественно-эстетического,
— психолого-педагогического,
— информационно-технологического,
— индустриально-технологического (направление «электротехника/радиоэлектроника»),
— оборонно-спортивного.
Стандарт по естествознанию включает:
— цели изучения естествознания;
— обязательный минимум содержания основных образовательных программ по естествознанию;
— требования к уровню подготовки выпускников по естествознанию.
Цель изучения естествознания отражает необходимость всестороннего развития личности и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие, воспитание и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции).
Обязательный минимум содержания курса разбит на три крупных раздела: «Современные естественнонаучные знания о мире», «Естественные науки и развитие техники и технологий», «Естественные науки и человек». Краткая характеристика содержания этих разделов дана в приложении (таблица 1).
Интеграция содержания курса представлена:
— предметными темами раздела «Современные естественнонаучные знания о мире» (метод научного познания; пространственно-временные характеристики микро-, макро- и мегамира; преобразования и сохранение энергии в живой и неживой природе; случайные процессы и вероятностные закономерности; эволюция на физическом, химическом и биологическом уровнях; процессы самоорганизации; информационные процессы в биологических, технических и социальных системах; проблемы глобальной экологии);
— межпредметными темами;
— объединением в рамках единого предмета (и в единой логике) фундаментальных достижений физики, биологии, химии, экологии и их прикладного значения.
Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме и сформулированы в трех рубриках (смотри таблицу 1).
Таблица 1
Естествознание» в структуре полной средней школы
Курс «Естествознание» в структуре полной средней школы
Беленок И. Л., Величко А. Н., Киселева И. Г. преподаватели кафедры естественнонаучного образования Новосибирского ИПКиПРО
В учреждениях, реализующих стандарты первого поколения (стандарты 2004 года), на старшей ступени обучения вводится интегрированный курс «Естествознание» в профильных классах. Он объединяет основные естественнонаучные дисциплины (физика, химия, биология, экология) и является обязательным базовым общеобразовательным учебным предметом на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10-м и 11-м классах.
«Естествознание» вводится в профилях гуманитарной направленности и ряде других профилей. У учащихся, выбравших эти профили, как правило, невысокий уровень естественнонаучной и математической подготовки после окончания основной школы и недостаточная мотивация к дальнейшему изучению этих дисциплин. Поэтому изучение естествознания ориентировано на то, чтобы обеспечить необходимый уровень естественнонаучной грамотности выпускников, которые в дальнейшем не предполагают продолжать образование и работать в области естественных наук. Содержание курса, с одной стороны, предусматривает знакомство с ключевыми достижениями естественных наук и их определяющим влиянием на развитие современных технологий, наше материальное окружение, а с другой — предполагает наглядный, качественный уровень освоения этого материала.
Поэтому особую роль при изучении естествознания следует отвести:
1) наглядности (в учебном процессе должны быть широко представлены демонстрации, эксперименты, несложные исследования, позволяющие учащимся увидеть, «пощупать своими руками» объекты и явления);
2) работе с информационными источниками, потому что анализ научно-популярных текстов (из журналов, газет, Интернета) способствует формированию информационной компетентности учащихся и делает по-настоящему современным содержание предмета «Естествознание».
Введение этого интегрированного учебного предмета позволяет:
— ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;
— значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого необходимо использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литература, языки, история и т. д.);
— снять малоэффективные «одночасовые» предметы (физика, химия, биология).
Этот курс может быть реализован в классах следующих профилей:
— физико-математического,
— социально-экономического,
— социально-гуманитарного,
— филологического;
— художественно-эстетического,
— психолого-педагогического,
— информационно-технологического,
— индустриально-технологического (направление «электротехника/радиоэлектроника»),
— оборонно-спортивного.
Стандарт по естествознанию включает:
— цели изучения естествознания;
— обязательный минимум содержания основных образовательных программ по естествознанию;
— требования к уровню подготовки выпускников по естествознанию.
Цель изучения естествознания отражает необходимость всестороннего развития личности и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие, воспитание и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции).
Обязательный минимум содержания курса разбит на три крупных раздела: «Современные естественнонаучные знания о мире», «Естественные науки и развитие техники и технологий», «Естественные науки и человек». Краткая характеристика содержания этих разделов дана в приложении (таблица 1).
Интеграция содержания курса представлена:
— предметными темами раздела «Современные естественнонаучные знания о мире» (метод научного познания; пространственно-временные характеристики микро-, макро- и мегамира; преобразования и сохранение энергии в живой и неживой природе; случайные процессы и вероятностные закономерности; эволюция на физическом, химическом и биологическом уровнях; процессы самоорганизации; информационные процессы в биологических, технических и социальных системах; проблемы глобальной экологии);
— межпредметными темами;
— объединением в рамках единого предмета (и в единой логике) фундаментальных достижений физики, биологии, химии, экологии и их прикладного значения.
Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме и сформулированы в трех рубриках (смотри таблицу 1).
Таблица 1
Естествознание» в структуре полной средней школы
Комментариев нет:
Отправить комментарий