Преподавание естествознания в
старших классах средней
школы.
Педагогика в современном мире
переживает период переосмысления подходов к
организации У.В.П., отказа от
ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Необходимость обновления содержания
образования, поиск новых подходов к организации учебного процесса сопровождается совершенствованием методов,
форм и средств обучения. Реалии свободного рынка в сфере образования, работы и
карьеры явились объективной причиной появления профильных классов; педагогический
процесс в которых ориентирован на достижение главной цели – подготовки учащихся
к поступлению в высшее учебное заведение определенного профиля. Но, подобная
специализация нередко приводит к снижению уровня общей естественнонаучной
подготовки учащихся, что не способствует решению основной задачи школы –
формирование многосторонне развитой личности. Именно исходя из этого, при открытии гуманитарного
класса в нашей школе мы старались учесть
все вышеперечисленные особенности. Нами был выбран У.М.К.
интегрированного курса «Естествознание-10» (102 часа, 3 часа в неделю),
авторами которой являются И. Ю. Алексашина,
К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев, А.В.Ляпцев, И.И.Соколова. Подробное изучение документов этого
У.М.К. показал, что курс «Естествознание-10» базируется на идеях
единства методологии естественных наук, проблемной ориентации современного
естествознания на решение глобальных экологических задач современности и
единства эволюционной картины мира.
Рассмотрим подробнее
структуру и содержание
программы этого У.М.К. Программа содержит один раздел: «Современные
естественнонаучные знания о мире (природа – наука - человек)», в который входят
подразделы:
1.
Структура
естественнонаучного знания: многообразие единства (20 часов).
2.
Структуры
мира природы: единство многообразия (25 часов).
3.
От структуры к свойствам (12 часов).
4.
Природа
в движении, движение в природе (15 часов).
5.
Эволюционная
картина мира (18 часов).
Имеется 12 часов резервного времени.
Даже простое
перечисление подразделов программы
дает представление о том, что
они расположены в логическом
порядке; каждый последующий раздел
дополняет предыдущий и
использует его содержание
при рассмотрении нового
материала. Программа также предусматривает проведение
практических работ или
уроков- практикумов. В
пояснительной записке программы
сформулированы цели курса в соответствии
с Государственным стандартом
среднего
(полного) общего образования по естествознанию.
Ожидаемые результаты по
итогам изучения данного
курса соответствуют Требованиям к
уровню подготовки выпускников Государственного образовательного стандарта по
естествознанию. Календарно-тематическое
планирование строилось с
учетом всех требований, предусмотренных программой, а
также с учетом
индивидуально- возрастных
особенностей учащихся данного
класса. Особое внимание хотелось бы
уделить академическому учебнику «Естествознание-10»,
составленного теми же авторами. Учебник состоит из пяти глав,
отражающих содержание соответствующих тем программы. Каждый параграф
соответствует уроку. Запланировано резервное время, которое можно использовать
для организации зачетных занятий; проведения
дискуссий и дополнительных уроков по
теме.
Авторы этого учебника очень умело нашли
решение проблемы интеграции научности и доступности учебного материала. Уже на
первой странице учебника,
ученик встречается со
своеобразным напутствием от
авторов, где рассматриваются
вопросы, связанные с типологией и оформлением параграфов учебника. Рядом с названием
параграфа обозначен тип урока, который ориентирует ученика на характер учебной
информации и организует его самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Условные обозначения помогают ученику правильно
ориентироваться в содержании
учебного материала. Обязательным
элементом каждого параграфа является эпиграф, который лучше помогает понять
смысл изучаемой учебной информации. Также в зависимости от типа параграфа, он
может содержать такие рубрики как «проблемные вопросы», это вопросы обсуждаемые
в параграфе, определяющие логику изложения
изучаемого материала; или
«ключевые слова», в которой жирным шрифтом выделены важные понятия,
встречающиеся в тексте впервые. Рубрика
«из старого портфеля» ориентирует учащихся на знания, полученные ими в
основной школе, являющимися опорными для понимания новой темы; в «новом
портфеле» записываются выводы, сделанные по ходу изучения нового материала.
Предусмотрены также разноуровневые вопросы и задания для самостоятельной работы
дома. В параграфах практической направленности (конференции, семинары,
практикумы) обязательно содержатся цели,
план проведения урока, темы для обсуждения и необходимые источники информации.
Также учебник содержит множество фотографий, репродукций картин известных
художников, таблиц, схем и рисунков. В оформлении первой страницы каждой главы
обязательно содержится изображение определенного художественного произведения и
вопросы на осмысление этого произведения посредством художественного способа
познания мира. Присутствует также
преамбула, отражающая содержание данной главы посредством
естественно-научного способа познания мира. Таким образом авторам удалось на страницах данного учебника реализовать диалог естественно-научной и
гуманитарной культур, который продолжается на протяжении всей книги.Все
составляющие данного УМК направлены на успешное усвоение естественнонаучных
знаний, чему способствует интегративный подход, лежащий в его основе.
Введение обобщающего
естественнонаучного курса в гуманитарном классе является необходимым условием
обеспечения многосторонней естественнонаучной подготовки учащихся.
Мы убеждены, что
фундаментальное образование - образование целостное; обеспечивающее органическое
единство естественнонаучного и
гуманитарного знания;
которое способствует формированию
целостной картины мира; а
стало быть, становлению
целостной личности.
Литература
1.
Курамшин И.Я., Куренева Т.В.
Интеграция естественнонаучных дисциплин в профильных классах средней
общеобразовательной школы. – Казань: РИЦ «Школа», 2001. – 208 с.
2.
Орлихина Н., Захаров Д. Об
интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. // Народное образование.
№8, 2005, с. 130-133.
3.
Жилин В.И. Естествознание в старших
классах. // Естествознание в школе, №4, 2005, с. 3-8.
4.
Африна Е. Об интеграции
естественнонаучного школьного образования. // Народное образование, №7, 2005,
с. 98-103.
5.
Теремов А.В. Интеграция школьных
предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и
возможность. // Естествознание в школе, №4, 2004, с. 18-23.
6.
Булябаш Б.В., Порохов Д.А. Какое
естествознание готов изучать школьник гуманитарной школы. // Естествознание в
школе, №3, 2004, с. 3-7.
7. Алексашина
И.Ю., Галактионов К.В., Дмитриев И.С., Ляпцев А.В., Соколова И.И. Сборник
программ курса естествознания для 10-11 классов.
8. Алексашина И.Ю.,
Галактионов К.В., Дмитриев И.С., Ляпцев А.В., Соколова И.И.
Естествознание-10
Комментариев нет:
Отправить комментарий