пятница, 2 марта 2012 г.

Из опыта преподавания естествознания


Преподавание  естествознания  в  старших  классах   средней  школы.
                                                    Г.А.Мищенко - СОШ №51, г. Казань
Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов к  организации  У.В.П., отказа от ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Необходимость обновления содержания образования, поиск новых подходов к организации учебного процесса  сопровождается совершенствованием методов, форм и средств обучения. Реалии свободного рынка в сфере образования, работы и карьеры явились объективной причиной появления профильных классов; педагогический процесс в которых ориентирован на достижение главной цели – подготовки учащихся к поступлению в высшее учебное заведение определенного профиля. Но, подобная специализация нередко приводит к снижению уровня общей естественнонаучной подготовки учащихся, что не способствует решению основной задачи школы – формирование многосторонне развитой личности. Именно исходя из этого, при открытии гуманитарного класса в нашей школе мы старались учесть  все вышеперечисленные особенности. Нами был выбран У.М.К. интегрированного курса «Естествознание-10» (102 часа, 3 часа в неделю), авторами которой являются  И. Ю. Алексашина, К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев,  А.В.Ляпцев,  И.И.Соколова. Подробное  изучение документов  этого  У.М.К. показал, что курс «Естествознание-10» базируется на идеях единства методологии естественных наук, проблемной ориентации современного естествознания на решение глобальных экологических задач современности и единства эволюционной картины мира.
Рассмотрим  подробнее  структуру  и  содержание  программы  этого  У.М.К. Программа содержит один раздел: «Современные естественнонаучные знания о мире (природа – наука - человек)», в который входят подразделы:
1.      Структура естественнонаучного знания: многообразие единства (20 часов).
2.      Структуры мира природы: единство многообразия (25 часов).
3.       От структуры к свойствам (12 часов).
4.      Природа в движении, движение в природе (15 часов).
5.      Эволюционная картина мира (18 часов).
Имеется 12 часов  резервного времени.
Даже  простое  перечисление  подразделов  программы  дает  представление  о  том,  что  они  расположены в  логическом  порядке; каждый  последующий  раздел  дополняет  предыдущий  и  использует  его  содержание  при  рассмотрении  нового  материала. Программа  также  предусматривает  проведение  практических  работ  или  уроков- практикумов. В  пояснительной  записке   программы  сформулированы  цели  курса  в  соответствии  с  Государственным  стандартом  среднего    
(полного) общего образования по естествознанию. Ожидаемые  результаты  по  итогам  изучения  данного  курса  соответствуют  Требованиям  к  уровню  подготовки выпускников  Государственного  образовательного  стандарта по  естествознанию. Календарно-тематическое  планирование  строилось  с  учетом  всех  требований, предусмотренных  программой, а  также  с  учетом  индивидуально- возрастных  особенностей  учащихся  данного  класса. Особое  внимание  хотелось бы  уделить академическому  учебнику «Естествознание-10», составленного теми  же  авторами. Учебник состоит из пяти глав, отражающих содержание соответствующих тем программы. Каждый параграф соответствует уроку. Запланировано резервное время, которое можно использовать для организации  зачетных занятий; проведения дискуссий и дополнительных уроков  по теме.
          Авторы этого учебника очень умело нашли решение проблемы интеграции научности и доступности учебного материала. Уже  на  первой  странице  учебника,  ученик  встречается  со  своеобразным  напутствием  от  авторов, где рассматриваются  вопросы,  связанные  с  типологией и оформлением  параграфов учебника. Рядом с названием параграфа обозначен тип урока, который ориентирует ученика на характер учебной информации и организует его самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Условные обозначения помогают  ученику  правильно  ориентироваться  в  содержании  учебного  материала. Обязательным элементом каждого параграфа является эпиграф, который лучше помогает понять смысл изучаемой учебной информации. Также в зависимости от типа параграфа, он может содержать такие рубрики как «проблемные вопросы», это вопросы обсуждаемые в параграфе, определяющие логику изложения  изучаемого материала; или  «ключевые слова», в которой жирным шрифтом выделены важные понятия, встречающиеся в тексте впервые. Рубрика  «из старого портфеля» ориентирует учащихся на знания, полученные ими в основной школе, являющимися опорными для понимания новой темы; в «новом портфеле» записываются выводы, сделанные по ходу изучения нового материала. Предусмотрены также разноуровневые вопросы и задания для самостоятельной работы дома. В параграфах практической направленности (конференции, семинары, практикумы)  обязательно содержатся цели, план проведения урока, темы для обсуждения и необходимые источники информации. Также учебник содержит множество фотографий, репродукций картин известных художников, таблиц, схем и рисунков. В оформлении первой страницы каждой главы обязательно содержится изображение определенного художественного произведения и вопросы на осмысление этого произведения посредством художественного способа познания мира. Присутствует также  преамбула, отражающая содержание данной главы посредством естественно-научного способа познания мира. Таким образом авторам удалось  на страницах данного учебника  реализовать диалог естественно-научной и гуманитарной культур, который продолжается на протяжении всей книги.Все составляющие данного УМК направлены на успешное усвоение естественнонаучных знаний, чему способствует интегративный подход, лежащий в его основе.
Введение обобщающего естественнонаучного курса в гуманитарном классе является необходимым условием обеспечения многосторонней естественнонаучной подготовки учащихся.
Мы убеждены, что фундаментальное образование - образование целостное; обеспечивающее  органическое  единство  естественнонаучного  и  гуманитарного  знания; которое  способствует  формированию  целостной  картины  мира; а  стало  быть,  становлению  целостной  личности.
Литература
1.     Курамшин И.Я., Куренева Т.В. Интеграция естественнонаучных дисциплин в профильных классах средней общеобразовательной школы. – Казань: РИЦ «Школа», 2001. – 208 с.
2.     Орлихина Н., Захаров Д. Об интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. // Народное образование. №8, 2005, с. 130-133.
3.     Жилин В.И. Естествознание в старших классах. // Естествознание в школе, №4, 2005, с. 3-8.
4.     Африна Е. Об интеграции естественнонаучного школьного образования. // Народное образование, №7, 2005, с. 98-103.
5.     Теремов А.В. Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность. // Естествознание в школе, №4, 2004, с. 18-23.
6.     Булябаш Б.В., Порохов Д.А. Какое естествознание готов изучать школьник гуманитарной школы. // Естествознание в школе, №3, 2004, с. 3-7.
7. Алексашина И.Ю., Галактионов К.В., Дмитриев И.С., Ляпцев А.В.,                      Соколова И.И. Сборник программ курса естествознания для 10-11 классов.
8. Алексашина И.Ю., Галактионов К.В., Дмитриев И.С., Ляпцев А.В.,                      Соколова И.И. Естествознание-10

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...