Е.Г. Андреевская
доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, канд. биол. наук
Педагогическая академия последипломного образования, Московская область
доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, канд. биол. наук
Педагогическая академия последипломного образования, Московская область
Мировоззрение — одно из основных философских понятий, сложное явление в духовной жизни человека и общества — представляет собой систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Оно обусловлено родовыми особенностями индивида как личности и определяет мнение, взгляды, основные жизненные позиции, убеждения и идеалы. Именно мировоззрение, а не объем знаний определяет поведение и поступки человека.
Мировоззрение, являясь ядром общественного и индивидуального сознания, имеет огромный практический смысл: воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных устремлений, быт, вкусы и интересы. Однако под массированным общественным воздействием, специально созданными условиями быта и особыми социальными нормами нередко происходит трансформация понятий.
Мировоззрение формируется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем. Каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями.
Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Естествознание – совокупность знаний о природе — совместно с обществознанием призвано сформировать научное мировоззрение на современном уровне развития человечества. Как школьный предмет естествознание знакомит учащихся с процессами, происходящими в природе (ее происхождение, организация, устройство, законы деятельности), объединяя сведения из таких естественнонаучных областей знания как химия, физика, география, биология, астрономия и т.д. Собственно знания преподаются учащимся на протяжении всего процесса обучения: предмет «Окружающий мир» в начальной школе, отдельные естественнонаучные предметы в основной и старшей школе. Но как сказано выше не объем знаний определяет поведение и поступки. У каждого выпускника общеобразовательной школы должна быть сформирована его гражданская позиция, что возможно исключительно при целостном представлении о мире.
Дальнейшее развитие Нашей новой школы предполагает апробацию Государственного стандарта второго поколения, где в продолжение курса начальной школы предлагается ввести пропедевтический предмет «Естествознание» в 5 классе, что непременно определит мотивацию обучения школьников в основной школе по отдельным естественнонаучным дисциплинам. В довершение всего курса обучения также предлагается обобщающий предмет «Естествознание», основной задачей которого является формирование научного мировоззрения. Это особенно важно на современном этапе развития человечества, когда его конфликт с природой становится особенно острым.
Именно интегрированный характер курса «Естествознание», в содержании которого должно рассматриваться многообразие природного мира, научные методы и пути познания человеком природы и человека, позволит сформировать так называемое экологическое мировоззрение, способное выстроить поведение каждого и человечества в целом, без нанесения катастрофического ущерба нашей планете. Очень важно, чтобы при создании программ и УМК по этой дисциплине авторы не склонялись к простому перечню достижений человечества, за этим все равно успеть невозможно. Необходимо представить общие законы природы и исторические этапы развития естествознания, чтобы у учащихся не просто сложилось представление о ретроспективе в области естествознания, но и возникло понимание влияния уровня накопленных знаний на формирование мировоззрения. Подобная подача информации позволит каждому выпускнику определить дальнейшие перспективы развития человека и природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий