четверг, 22 марта 2012 г.

Урок как основная форма организации учебной работы


1.Урок как основная форма организации учебной работы по биологии. Специфика уроков по биологии и по основам аграрной технологии. Подготовка уроков. Урок — основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения — главнейшая проблема методики обучения биологии. Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.
Особенность этой формы обучения заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы). Учебный материал предмета распределяется по курсам (классам) с учетом возраста и подготовленности учащихся (биология для 6 — 11 классов), а каждый курс биологии делится на отдельные порции учебного материала — уроки, темы которых расположены в определенной логической последовательности. Однако урок это не только определенная доза учебного содержания, которой овладевает ученик в течение определенного времени, но и особая организация учебной деятельности, характеризующаяся постоянным составом учащихся, конкретным учителем, установленной длительностью занятий (45 мин), постоянным местом обучения (кабинет биологии или классное помещение). На уроке обучение идет по определенной программе, единой для всех учащихся, а учитель руководит целенаправленной познавательной деятельностью всего коллектива с учетом особенностей каждого ученика. Уроки включаются в расписание и регламентированы объемом программного учебного материала.
Урок — это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся — по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.
Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом» — на школьном опытном участке, на территории около школы или в краеведческом музее и зоомузее.
Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.
Умелое проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенных педагогических и методических требований, которым должен соответствовать урок. Эти требования определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.
В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы (Ю.К.Бабанский, 1983): дидактические, воспитательные и организационные.
Воспитательные требования к уроку:
— четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;
— формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;
— соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
— наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;
— четкая организация урока на всех этапах его проведения;
— подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.
Типы и виды уроков.
Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим целям (Б.П.Есипов,Г. И. Щукина). В ней выделялись следующие типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний;
повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно- проверочные; комбинированные, где решается одновременно несколько дидактических задач.
Типы уроков определялись также из главной дидактической задачи — усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знании; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные (Н. Е. Кузнецова).
В основу другой классификации были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ и т.п. (Г. И. Белов, Е. П. Бруновт, И.Д.Зверев, А. Н. Мягкова). Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий, тренировочные и др. (С. В. Иванов). Н. М. Верзилин, отмечал, что типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, словесные).
Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская, Н. А. Рыков, И. Н. Пономарева, Д. И. Трайтак и др.).
Различаются такие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.
Подготовка учителя к уроку. Проведение каждого урока — это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать. Подготовка к уроку включает отбор учебного материала, определение методов, типа и структуры урока, подготовку наглядных пособий и составления плана или конспекта. В основе реализации плана — безусловное владение учителем научным содержанием урока.
Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов: 1) определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического плана,
2) обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, соотнесение ее с обязательным минимумом и требованиями, выдвигаемыми перед школой по данному курсу биологии;
3) выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обильной научной информации и определение вопросов воспитания и развития учащихся;
4) изучение методической литературы по теме урока и творческое осмысление прочитанного; 5) подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;
6) отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или практических работ;
7) указание фамилий учеников для проверки домашнего задания;
8) определение хода урока и времени, которое отводится на его части;
9) составление плана или конспекта урока.
При подготовке к уроку учитель предусматривает возможные отклонения от намеченного плана в зависимости от конкретной обстановки его проведения.
. Однако завершающим этапом подготовки всегда будет составление плана или конспекта урока.
План урока — это краткое отображение содержания и хода урока. Конспект урока — наиболее подробное и полное изложение содержания и кода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося.
Конспекты уроков составляются студентами педвузов во время педагогических практик, начинающими учителями, а также опытными учителями во время подготовки открытых уроков, при проведении педагогического эксперимента по методике обучения биологии, а также в случае введения новых учебных программ.
В конспекте в отличие от плана отражается весь ход урока, излагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений и отношений.
Таким образом, подготовка к уроку должна быть достаточно обстоятельной для эффективной реализации основной формы обучения — урока.

2.Организация часов занимательной биологии: КВН, тематических, биологических вечеров с учащимися. Организация и методика проведения их.
Массовая внеклассная работа организуется по инициативе учителя биологии, кружковцев и проводится при активном содействии  администрации и актива школы, учителей-предметников.
Её виды весьма разнообразны.
Примерами общественно полезных массовых мероприятий (кампаний) являются «День птиц», «Неделя леса» «День биологического Разнообразия», «Земля — наш Дом» и Дp. Их проведению обычно предшествует большая подготовительная работа, иногда в течение всего учебного года. В этой Работе видная Роль принадлежит кружку юнатов.
От учителя организация массовой работы требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив (иногда коллектив всей школы), сориентировать на длительную и разнообразную натуралистическую или экологическую деятельность.
Такие кампании имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. При этом воспитывается ценностное отношение к окружающей природе, стремление познать природу, охранять живые организмы.
Большое значение для развития интереса к биологии и ориентации учащихся на дальнейшее биологическое образование имеют олимпиады, часы занимательной биологии, КВН, биологические вечера и др. В практике обучения биологии накоплен большой опыт их проведения, есть специальные разработки, которыми может воспользоваться учитель. Творчески работающие учителя сами изобретают новые виды массовой работы.
Школьные биологические олимпиады проводятся ежегодно в несколько туров. За неделю до назначенного срока вывешивают объявление о порядке ее проведения, список рекомендуемой литературы и требования к письменным работам, которые представляют на олимпиаду.
Первый тур проводят в классе. На доске записывают вопросы, на которые должны ответить учащиеся письменно за определенный отрезок времени. Каждую работу оценивают в баллах и выявляют участников следующего тура и лучший класс (по сумме баллов участников). Для проведения второго тура готовят натуральные объекты, их размещают по специальным «станциям» (ботаника, зоология и т.д.), а учащиеся, посещая их одну за другой, выполняют предлагаемые задания. На основе этого тура выявляют лучших знатоков природы. Победители тура готовят индивидуальные исследовательские задания и могут стать участниками районной ,а затем городской (областной) олимпиады предварительно защитив свою исследовательскую работу на научной конференции.
Среди массовых внеклассных занятий можно назвать демонстрацию кинофильмов по биологии, встречи с учеными_ биологами. Писателями – натуралистами  проведение научных конференций и д.р
Выставка работ учащихся имеют значение для развития интереса к биологии вообще и к внеклассной работе, а частности. Их организацию можно приурочить к  проведения массового биологического мероприятия или к итоговому заседанию кружка, олимпиады и даже к родительскому собранию. Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии. Однако они являются неотьемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов. Организация этой работы в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.
3.Тетрадь по биологии. Содержание и оформление тетради. Педагогический рисунок и его значение учебно-воспитательной работе. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований1.Писать аккуратным и разборчивым почерком.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических работ по химии);классно мер и название школы; указывать фамилию и имя;3. Соблюдать поля с внешней стороны;4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера лабораторных и практических работ;7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);9. Соблюдать красную строку. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
Рабочая тетрадь по биологии - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ .В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии. Требования к рисунку1.он выполняется на доске и тетраде2.рисуноу выполняется слева, подписывается справа. надписи без стрелок а виде линий, параллельны друг другу. Рисунок выполняется карандашом или ручкой. Он должен занимать ¼ тетрадного листа.
Рисунок учителя на доске позволяет ему последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именно на той детали, о которой он говорит и которую воспроизводит в виде рисунка. При таком приеме наглядности учащийся в работу вовлечен целиком, ибо здесь активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память. Показ предметов, вывешивание таблиц надо проводить синхронно в тот момент, когда учитель начинает использовать их. Большое значение имеет систематическое приучение учащихся сопровождать ответы рисунком на доске. Особенный интерес представляют коллективные рисунки, коллективное составление схем, таблиц. Это способствует развитию понятий и широко применяется на уроках биологии, облегчая понимание таких трудных вопросов, как сперматогенез, овогенез, митоз, мейоз, моно- и дигибридное скрещивание и т.п
4.Содержание и организация домашних заданий по биологии. Выполнение летних заданий. Содержание их по классам. Учет их. Домашняя работа учащихся. В связи с ограничением времени, отведенного на занятия непосредственно в классе, необходимо давать дополнительные задания на дом. Их методическая ценность объясняется возможностью закрепить знания и умения. Домашняя работа — это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. Как бы не был эффективен урок, работа дома с книгой и другими источниками информации остается существенной формой обучения биологии. Она имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе ее выполнения у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести на начатое  до конца. На это направлено все многообразие домашних работ:
— работа с учебником (ответы на вопросы, овладение учебными Умениями,);
— чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной  литературы о природе;
— использование энциклопедий, определителей;
—подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;
— практическая работа с натуральными объектами и оформление результатов;
— моделирование природных процессов и явлений;
— изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) к уроку по заданию учителя и собственной инициативе.
Домашние задания должны отвечать ряду требований:
— быть конкретными и целенаправленными;
— обеспечивать дифференцированный подход ученика к содержанию материала;
— вызывать познавательный интерес и активность учащегося;
— развивать самостоятельность и творчество ученика;
— способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.
Домашние задания по биологии весьма разнообразны: задание прочитать дома параграф учебника и ответить на вопросы в конце ;практические задания по наблюдению за живыми объектами, закладке опытов, зарисовке.
Особенно важны домашние задания, имеющие целью сопоставить и сравнить, отметить признаки сходства и отличия у изучаемых предметов и явлений выявить причинность природных явлений. 
Одним из наиболее важных вопросов в организации домашней работы является ее объем. Общим недостатком, который обычно наблюдается в практике работы учителей биологии (особенно в старших классах), является перегрузка учащихся домашними заданиями.
Иногда учитель дает коллективные домашние задания по группам, одинаковые или разные в зависимости от их содержания и плана учителя. Учащиеся могут обращаться за помощью к учителю, но основные вопросы они решают самостоятельно..
Система домашних работ по биологии оптимизирует процесс обучения. В связи с этим домашние задания имеют следующую направленность:
— закрепление и применение знаний, полученных на уроках;
— формирование умений и навыков — наблюдение природных объектов и явлений, постановка опытов  с живыми объектами, применение знаний в практике (выращивание растений и уход за домашними животными);
— усвоение новых знаний и повторение материала, изученного на предыдущих уроках;
— работа с дополнительной литературой;
— подготовка к зачетам. При этом школьники заранее получают перечень вопросов, на которые они должны ответить;
— применение знаний в новой ситуации, для развития творческих способностей, инициативы, мыслительной деятельности;
— самостоятельное изучение нового материала.
Разумеется, это не означает, что все вышеназванные задания должны даваться на каЖдом уроке.
Большое значение имеют предварительные домашние работы по постановке опытов или наблюдений в природе до их изучения в классе. Полученные результаты учащиеся демонстрируют на уроке. В таком случае школьники участвуют в решении поставленной проблемы, в творческом осмыслении нового материала на уроке.
Летние задания- это форма учебно- воспитательной работы, выполняющаяся летом .
Летнее задание дают возможность сделать учебно воспитательный процесс непрерывным.
Цель этих заданий:
Сделать учебно-воспитательный процесс непрерывным.
Научить детей правильно вести в природе.
Уметь доводить дело до конца.
Уметь выполнять задания индивидуально и группами.
Уметь оформлять и писать отчет.
На одном из последних уроков учебного года учитель выделяет время на систему выполнения задания и пополнение наиболее наглядными пособиями.
5. Экскурсии в природу, их место и значение. Связь с другими формами обучения. Подготовка и методы проведения экскурсий. Особенности проведения экскурсий. Особенности экскурсий в сельское- хозяйственное производство. Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса — экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.
Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я. Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе.
Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой..
Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки.
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.
Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.
В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлений.
На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербарии.
Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета
Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.
 При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию),на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.  
Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников. . экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. 1. Тема экскурсии, ее цель и задачи. 2. Маршрут экскурсии.3. Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала и т.д.
4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий 5. Самостоятельная работа по заданиям 6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение 7. Итоговая беседа по теме экскурсии 8. Осмотр территории и приведение ее в порядок. 9. Общее заключение по экскурсии (в природе). 10. Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения. 10 заповедей экскурсии:1.экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.2.изучи место куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь план.3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений. 6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут. 8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно. 9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
Экскурсии имеют огромное значение и для самого учителя. Оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир.
6. биологическое направление в истории естествознания. Герд и его методические идеи. Значения идей Гердадля совр. Школы.
Соответствие содержания школьного курса естествознания современному уровню развития биологической науки и соответствие методов обучения содержанию школьного предмета - На решение этих проблем была направлена деятельность Герда.
А.Я.Герд является крупнейшим методистом естествознания конца XIX в. Его большая заслуга связана с разработкой научных основ методики преподавания этого предмета и созданием учебников на базе эколого-биологических идей В.Ф.Зуева и дарвинизма. Главной целью изучения естествознания в школе он считал развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании.
В созданных Гердом книгах, методических трудах, были изложены педагогические идеи развивающего обучения. Назовем основные из них:
— изложение учащимся учебного материала о природе на эволюционной основе, формирование у них «правильного мировоззрения»,'
— внедрение «восходящего порядка» в изучении живых организмов;
— активное развитие самостоятельности и самодеятельности учащихся в процессе обучения естествознанию;
— использование объяснительного и исследовательского подходов в обучении школьников;
— обучение детей с опорой на ранее приобретенные знания;
— непосредственное общение с живой природой в форме экскурсий, практических работ и путем демонстрационных опытов на уроках;
— овладение в начальной школе знаниями «о земле, воздухе и воде» (триада Герда);
— внедрение комплексного подхода к изучению природы на начальном этапе обучения в школе (естественно- исторический комплекс знаний о живой и неживой природе);
— обоснование преемственности в изучении природы от начального курса о неживой природе к курсам ботаники, зоологии и другим естественно- научным курсам в старших классах (физика, химия);
— внедрение экологической направленности в содержание образовательного процесса; и т.д.
Ученый считал, что реализация идей развивающего обучения будет содействовать улучшению общего образования в отечественной школе: «Конечная цель курса Естествознания в общеобразовательных заведениях — привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук». Для Герда «определенное мировоззрение» — это учение Дарвина об эволюции, которое он активно пропагандировал в России..
Большое развивающее значение, по мнению Герда, имеют демонстрационные опыты на уроках, экскурсии и практические занятия. А.Я.Герд считал, что задача изучения естествознания заключается в установлении причинных связей и отношений между явлениями в природе, чтобы ученик мог не только видеть и знать, как многообразны формы живых организмов, но и понимать зависимость их от среды — света, тепла, влаги, почвы, воздуха, от других организмов
Находясь под влиянием идей дарвинизма и пропагандируя единство содержания и методов обучения, А.Я.Герд предложил новую структуру школьного курса естествознания:
2 и 3 классы — «Неорганический мир»,'
4 класс — «Растительный мир»;
5 класс — «Животный мир»;
6 класс — «Человек»;
7 класс — «История Земли».
В последнем курсе предполагалось изложение истории развития неорганического мира (происхождение Солнечной системы, образование планеты Земля) и истории развития органического мира. Заканчивался курс учением Ч.Дарвина.
Данный план представляет собой попытку построить курс естествознания на эволюционной основе.
Герд считал, что на начальном этапе изучение природы должно быть комплексным
Благодаря работам Герда была обозначена методика обучению естествознания. И только с 1901 естествознанию снова стали преподавать в школе в младших классах.
7. систематическое направление в истории и методике естествознания. Недостатки и их практический анализ. Труд Теряева, хотя и был написан с использованием некоторых текстов из учебника Зуева, но в искаженном виде, представлял собой, по существу, перечень ботанических терминов, заимствованных без переработки из трактатов К. Линнея. По стилю изложения этот учебник был необычайно трудным, материалы о живой природе излагались антропоморфически, с религиозным освещением, были нацелены на воспитание у учащихся чувства раболепия. Учебник оказался очень трудными для учащихся, он не был методически продуман и в полной мере нарушал главный принцип обучения - доступность. Из ценных зуевских идей сохранилось лишь понимание необходимости наглядного изучения материалов о природе. А. М. Теряев активно пропагандировал наглядность, но рекомендовал использовать ее в сочетании с содержанием трудного учебника и насаждением обязательного "выучивания наизусть" учебных текстов, что вызывало отвращение у учеников, поэтому образовательная ценность наглядности, фактически, сводилась к нулю.
8. методика учета и проверки знаний по биологии. Систематический контроль знаний и умений учащихся — важная составная часть обучения.
Назначение контроля — проверить, определить, как усвоен пройденный материал отдельным учеником и всем классом, выяснить качество знаний, умений и навыков. Контроль обеспечивает возможность анализировать учителю свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки, принимать меры к устранению недочетов.
Таким образом, контроль знаний имеет большое значение и для ученика, и для учителя. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы. Информация о достижениях учащихся важна и для родителей, чтобы участвовать в контроле за успеваемостью своего ребенка, помогать ему преодолевать трудности в учении. Учителя на уроках часто используют словесные, наглядные и практические методы контроля знаний и умений.
Самой распространенной формой контроля считается устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого учени-ка, поэтому называется индивидуальным опросом Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы «с одним учеником». Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять . С помощью Письменной работы в течение 10 — 15 мин можно проверить знания большого количества учащихся. Однако при подготовке письменной работы следует помнить о точности вопросов и заданий, не требующих развернутых описаний и характеристик. Тестирование (от англ. test — проба, испытание) считаете объективным инструментом для выявления уровня знаний. Тесты, созданные внутри школы или вне школы и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными.
Различают четыре вида контроля знаний: предварительным текущий, периодический и итоговый (заключительный)
Предварительная проверка проводится на первых уроках учебного   года или в начале изучения новой темы курса.
Текущий контроль проводится в ходе повседневной работы на уроке, экскурсиях, с использование других форм обучения.
 Периодический контроль, как правило, проводится в конце изучения темы или в конце учебной четверти и семестра.
Итоговый контроль очень близок по своей функции с периодическим контролем, так как проводится в конце изучаемого курса или в конце полугодия и всего учебного года Итоговый контроль влияет на общую оценку успеваемости ученика, которая всегда волнует и учеников, и учителей. Завершающим этапом проверки усвоения знаний и умений ученика является отметка.
9.школьный учебно- опытный участок. Значение его в уч.-восп. Процессе, организация территории и декоративное оформление ее. Методика и планирование опытов на учебно- опытном участке.
Роль учебно-опытного участка и его структура. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородами растениями, полевыми и техническими культурами, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.
Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для того на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, и др.
На школьном участке рекомендуется выращивать растения, изучаемые по программе предмета «Биология».
Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки.
Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами нa пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. 
На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии для 6 — 11 классов. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую природоохранительную и работы.
Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует:
— совершенствованию биологических знаний и умений по их применению на практике;
— формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники;
— развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными;
— совершенствованию умений: наблюдать биологические явления, устанавливать фенологические фазы, описывать их, фиксировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты
— формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений.
В разработку структуры учебно-опытного участка и методики его использования в общем образовании школьников большой вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М.Верзилин, и другие
По Н. М. Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических закономерностей и процессов .
Биологический отдел имеет участок по ботанике (отделы морфологии, систематики; коллекция «Цветочный календарь», опыты с корневыми системами) и участок по общей биологии (коллекция растений «Критерии вида», «Методы селекции», «Приспособленность», опыты по естественному отбору, изменчивости, влиянию внешних условий на рост и развитие растений и др.).
Для доказательства общебиологический закономерностей в живой природе и особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуру пришкольного участка был введен новый отдел — от-дел экологии 'Виды деятельности учащихся. Основная работа на учебноопытном участке осуществляется в весенний и осенний периоды. Для работы на участке создаются бригады из 4 — 5 школьников. На каждом отделе учебно-опытного участка дети заняты одинаковыми видами деятельности: обрабатывают почву, выращивают коллективно.
Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры растений, делать выводы.
Кабинет биологии, уголок живой природы, учебно-опытный участок представляют собой целостную, единую материальную базу для изучения биологии в средней общеобразовательной школе.
Организовать эту работу и умело использовать ее в учебно-воспитательном процессе по биологии со школьниками разных классов — большой и ответственный труд. Профессионально и творчески осуществляемая работа обеспечивает высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие у детей ценностных отношений к окружающей действительности, к труду, к жизни и своей будущей профессии.
10. уголок живой природы, его значение в преподовании. организация и содержание работы учащихся в нем.
Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем Размещают и содержат живые объекты кабинета. В Уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдения, предусмотренных учебной программой по биологии в 6 — 11 кл. программами внеклассной работы по биологии.
для уголка живой природы отводят специальное помещение
Наличие в школе уголка живой природы содействует Реализации задач обучения, развития и воспитанию учащихся.
Здесь Учащиеся ставят опыты с живыми объектами наблюдают за ними. Длительные наблюдения за растениями и животными способствуют Развитию исследовательских умений; школьники на практике убеждаются в большом разнообразии живой природы.
Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, проводят наблюдения за ними, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы.
Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеническим нормам.
В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом домашние (комнатные) растения, обеспечивающие живой наглядностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу
В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных — простейшие — амебы, инфузории-туфельки.; многоклеточные — дождевые черви, моллюски,.; среди позвоночных — рыбы, тритоны, жабы.
Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных размешают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, к цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания (и кормления) животных, возрасте объекта и о справочной литератур
'Требования к подбору объектов для уголка живой природы. учитывается, насколько они необходимы для учебного процесса.
Объекты в живом уголке представлены растениями и животными. В подборе растений можно руководствоваться следующими объектами: 1) комнатные растения с декоративными формами; 2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые); 3) растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями и луковицами;
4) ветки деревьев и кустарников .Постоянную экспозицию составляют комнатные растения.
Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.
11.организация кабинета биологии и кабинета основ сельского хозяйства в школе. принципы подбора и хранения наглядных пособий. Использование кабинета в учебно- воспитательной работе.
Большое значение имеет правильно организованный кабинет биологии- это специально оборудованное помещение для организации учебно- воспитательного процесса по биологии. Первые кабинеты естествознания представляли собой музеи, в котором хранились гербарии и чучела растений. Позднее с внедрением экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. В кабинете содержится общее оборудование. Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе.
функции кабинета1.учебно-воспитательную,2.научно-методическую, размещения учебного оборудования,3. справочная и учетная.
Учебно- воспитательная Роль кабинета. В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья. Большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел и смоченная губка для протирки до всегда должны быть на месте .Стол учителя. И доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке. На стене Размещают экран  сбоку на высокой подставке — телевизор а в глубине кабинета на специальной тумбе — кинопроектор.
В кабинете должен быть водопровод с раковиной.
Кабинет, как правило, оснащен небольшой библиотекой
В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал, например стенды «Это интересно» или «Животный мир нашего края», «Растения Красной книги нашего региона» и др.
Научно-методическая роль кабинета. Кабинет — это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками.
Учителю надо иметь в кабинете также инструктивные материалы Министерства образования Российской Федерации и органов управления образованием своего региона, государственные стандарты образования: Обязательный образовательный минимум по биологии для всех уровней средней школы, Требования к образовательному минимуму и др.
В кабинете также должны быть материалы, отражающие работу биологических кружков и факультативов, дидактические материалы и пр.,
Размещение учебного оборудования. В кабинете биологии находится система наглядных пособий:
— натуральные объекты
— изображения натуральных объектов, раздаточный материал и дидактические карточки;
-  приборы и приспособления для демонстрации технических средств (кинопроектор, телевизор, эпидиаскоп, компьютер и пр ).
лабораторное оборудование:
— химические вещества;
небольшая аптечка для оказания первой помощи.
Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов, частоты использования и требований к хранению.
справочная функция кабинета. Для быстрого получения и информации о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, в месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства таблицы, препараты коллекции гербарии и пр. Кроме того, кабинет должен иметь каталоги Учебных кинофильмов, видеофильмов и видеокассет, дискет с программным обеспечением для компа.
функция учета и планирования кабинета. Учитель как заведующий кабинетом обязан вести книгу учета, в которую в алфавитном порядке по разделам надо записывать материальные ценности (лабораторную посуду, реактивы , наглядные пособия и пР.). раз в год в кабинете проводят их инвентаризацию, отчет сдают руководителю школы. В книги учета регулярно записывают вновь приобретенное оборудование и отмечают факт списания устаревшего оборудования.
К числу документов учета относится также паспорт кабинета, в нем должны быть записаны основные сведения о кабинете
Всю основную организационную Работу кабинета биологии, хранение обоРудования выполняет заведующий кабинетом биологии. Эта функция, как правило, принадлежит учителю биологии
12.содержание и принципы построения построения курса природоведения .пропедевтическая роль этого курса. Анализ программы , особенности интегрированного курса естествознания. Содержание : состоит из 7 разделов это: введение( понятия: живая и неживая природа, тела, вещества, явления природы), земля- планета солнечной системы( понятия: солнечная система, планеты, метеориты, созвездия. звезды), воздух(понятия: воздух, его состав и примеси, снеговая линия, ветер, работа ветра и т.д.), вода( понятия: вода ее свойства, температура плавления, растворы, работа воды), горные породы( понятия: горные породы их свойства, гранит, базальт, кварцит, металлы и т.д.), почва( понятия: почва ее отличие от горной породы, свойства плодородие. Удобрения), растения.
Принципы построения: с начало идеи введение в предмет, далее изучение глобальных явлений( земля- планета солнечной системы). Мотом- понятия о неорганических веществах и явлениях. Конец- растительный и животный мир, так как он связан со всем выше изложенным и активно влияет на все названные темы. пропедевтическая роль – естествознание вводит учеников в мир биологии дает ( или расширяет) знания учеников в окруж. Их мире, подготавливая к более глубокому дальнейшему его изучению и применению знаний на практике. особенности интегрированного курса естествознания рационализация и модернизация содержания естественно научного образования в общеобразовательной школе. Постепенная и целенаправленная трансформация учебных технологий и образовательной парадигмы в целом. Модернизация форм организацией образоват. Процесса( компьютер. Информац. Технологии в обучении; праэктные, групповые и иные формы активной работы школьников, дополняющие и престраивающих традиционную фронтально- вербальную форму обучения). Курс»» естествознания 5-6, является новым учебным предметом а сколько учебным предметом нового типа( т.е. нетрадициооным, а инновационным).интеграция учебных предметов эффективна только при наличии понимании и педагогической воли к дифференциации образования в целом. Программа курса- ориентировачная, она может гибко изменяться учителями в зависимости от конкретной образовательной ситуации, при сохранении общего концептуального каркаса курса. Цель – формир. У школьников первонач. Основ современной естественно- научной картины мира. В котрой отведено существенное место вопроса современной технике и технологии.
 13. биологические понятия, их определения, классификация и методика формирования на примере одного из них.
К основным положениям теории о развитии биологических понятий школьного предмета можно отнести следующее:
— учебный предмет «Биология» является системой основных понятий науки и практики;
— в понятиях выражается содержание предмета «Биология»;
— понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;
— понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения;
— формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе;
— существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологический;
— сложные понятия формируют в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин (на межпредметной основе);
— вводят понятия: межпредметные и внутрипредметные связи, перспективные и ретроспективные линии, развитие понятий;
межпредметные и внутрипредметные связи являются важными условиями развития понятий, их средство — «синхронистические карты учебного процесса»,'
— существуют разные типы развития понятий: непрерывное, прерывистое, сквозное и приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения;
— при непрерывном формировании и развитии понятий происходит  преемственное и болнн осознанное ихусвоение;
— движение понятий в школьном предмете сопрОвождают все более полным отражением, адекватным природе вещейи явлений.
Данные положения составляют ядро методической теориии развития биологических понятий, которые имеют важное значение в прктике обучения биологии. Деление понятий на единичные и общие млжно конкретизировать как простые и сложные. В школьной биологии есть специализированные понятия, развиваемые в пределах одного курсаи общебиологические,  развив. во всех курсах предмета.каждое понятие постепенно развивается и усложняется.пример( в курсе ботанике из темы в тему развиваются понятия по элементам основ этой науки: морфологии, анатомии, тканей растений, физиологии.)
Локальные понятия, развиваются в пределах темы или отдельных уроков.
14. факультативные курсы по биологии, их характеристика,формы и виды проведения. Специфика факультативов в условиях сельской школы.
Особым видом внеклассных занятий являются факультативы. Небольшие группы учащихся (15 — 17 человек) работают по программам Министерства образования Российской Федерации или по авторским программам учителя. Факультативные занятия проводятся в дополнение к школьным предметам и строятся на добровольных началах с учетом интересов учащихся.
Цель факультативных занятий — дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Факультативы оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся, поскольку они собираются работать или продолжать образование в специальных учебных заведениях биологического профиля (медицинских, педагогических, биологических, сельскохозяйственных, ветеринарных, фармацевтических, лесотехнических и пр.). Такую же функцию выполняют элективные курсы в профильном и предпрофильном обучении школьников.
Факультативные занятия часто организуют на базе высших учебных заведений. Ученые, научные сотрудники рассказывают ученикам о научных открытиях в своей области, о современном состоянии науки. Материальная база учреждений науки позволяет на практике изучать научные вопросы биологии.
15.содержание и принципы построения курса общей биологии. Задачи кутса, анализ программы и учебника.
Содержание. Раздел1-«происхождение и развитие жизни на земле»:глава1- многообразие живого мира, свойства живой материи( уровни организации, критерии живых систем).глава 2- возникновение жизни на земле( условия формирования жизни, теория фозникновения жизни, теория опарина).раздел 2- «учение  о клетке»: глава3- химическая организация( орг и неорг вещества). Глава 4 – метоболизм( химизм анаболизма, катаболизма, фотосинтез, хемосинтез). Глава 5- строение функции клеток( органоиды и деление клеток).раздел 4- «генетика»: глава8.9- понятия и законы генетиаи. Глава 10- изменчивость. Глава11- селекция.раздел5 «эволюция органического мира»:история развития эволюционного учения, учение Дарвина, микроэволюция, развитие жизни на земле, происхождение человека. Раздел 6 «взаимоотношение организма и среды»: биосфера, жизнь в сообществах, биосфера и человек, бионика.
Принципы –от простого к сложному, принцип историчности, последовательно излагается материал, каждая последующая глава связана с предыдущей, заключение- глобальные проблемы человечества. Задачи курса-освоение знаний о биологических системах, истории развития современных представлений о живой природе, роли биологической наукив формировании современной естественнонаучной картины мира, овладение умениями обосновать место и ролб биологических знанийв практической деятельности, находить и анализировать информацию о живых объектах, развитие познавательных интересов,необходимость бережного отношения к природе.собственному здоровью.анализ учебника: захаров, мамонтов «общая биология».1 общая характеристика2. Компоненты учебника 3. Принципы, положенные в основу построения 4. Заключение.
Внешний вид:учебник предназначен для 10-11 классов. Красивая, красочная обложка раскрывает суть предмета, но не полностью. Ярко выделено название, автор незпметен. Фарзац :передний и задний отсутствуют. Титульный лист: есть сведения об авторе, название учебника, ихдательство, год, для каких классов. Исходные данные: все исходные данные имеются. Оглавление: удобное, четко прописаны все главы и параграфы, они пронумерованы и выделины. Но стоило бы сделать оглавление более красочным в начале учебника, чтоб ввести учеников в курс дела сразу. Предисловие: дает представление о том что и зачем прописано в учебнике выстраивая логическую связь с изложенным материалом. Введение : повествует о науке биологии, ее значение в срвремеенном мире. Структура учебника: здесь идет речь о том сколько глав и разделов о параграфахи вообще о оформленни учебника. Заключение: учебник хорошо проработан и информирован,отсутсвуют фарзацы и ставим оценку 4.


1 комментарий:

  1. Casino Junket Casino Review and Bonus Codes - Dr. MD
    with 청주 출장마사지 the 화성 출장샵 highest 동해 출장안마 house edge, casino junket bonus, 영천 출장마사지 poker, blackjack, live dealer casino, jackpot slots, and 강원도 출장마사지 live casino table games.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...